Формоустойчивость
Формоустойчивость характеризует способность тары противостоять значительной деформации и течение гарантийного срока хранения упакованного продукта. Проверка тары на формоустойчивость может проводиться без нагрузки и под нагрузкой. В первом случае испытания осуществляют на цилиндрических флаконах ёмкостью около 0,5 л при отношении диаметра к высоте, равном 1:3 (цилиндрическая форма легче деформируется) или на образцах проверяемой тары, при заполнении их продуктом и выдержке без нагрузки при комнатных условиях в течение гарантийного срока хранения товара.
Испытание под действием статической нагрузки проводится, как правило, на образцах проверяемой тары. Для проведения испытаний изготавливают тару с различной толщиной стенок. При изготовлении тары из жёсткого поливинилхлорида или полистирола разность в толщине обычно составляет 100 .150 мкм, начиная с минимальной толщины 100 мкм; для более эластичных материалов, таких как полиэтилен, пластикаты на основе ПВХ, минимальная толщина выбирается не ниже 500 мкм с последующей разностью и толщине 200.300 мкм.
Образцы тары заполняют продуктом, герметично укупоривают и устанавливают в транспортную тару (ящики из гофрированного картона, бумажные пакеты, пакеты из термоусадочной пленки). При двух — и трёхрядной укладке применяют горизонтальные прокладки из обычного или гофрированного картона между рядами. Сверху на ящик устанавливают плиту с грузом, масса которого выбирается эквивалентной массе штабеля при складировании ящиков друг на друга. Испытания проводят не менее, чем на трех образцах. Периодичность осмотра 1-2 раза в месяц, продолжительность наблюдения соответствует гарантийному сроку хранения товара. Тара считается выдержавшей испытания, если не наблюдается необратимой деформации образцов, растрескивания, образования микротрещин, изломов, смятия горловины или углов и других дефектов.
Рис. 2. Испытание формоустойчивости полимерной тары под нагрузкой |
Определение формоустойчивости под нагрузкой может быть проведено также по методике, разработанной на основе рекомендаций по стандартизации СЭВ № 3927 и международного стандарта ИСО № 2272. В этом случае тара подвергается сжатию под воздействием нагрузки, создаваемой плитой испытательного пресса. Схема испытания представлена на рис. 2. Расположение образцов на плите не регламентируется, но расстояние их до края плиты должно быть не менее 10 мм. Плита должна быть плоской и жёсткой, скорость её подачи должна составлять 10±3 мм/мин. Точность измерения деформации ±1 мм.
Испытания транспортной тары проводятся по ГОСТ 18211.
ТАРА И ЕЁ ПРОИЗВОДСТВО04 декабря, 2012