ТАРА И ЕЕ ПРОИЗВОДСТВО
Ефремовы. Ф.
Двадцатый век характерен бурным развитием науки и техники. Как следствие, во многих отраслях промышленности периодически возникают новые профессии, о которых раньше было трудно даже предполагать. По уровню производства конец XX столетия несопоставим с началом и даже с серединой столетия. Поэтому совершенно естественным являются требования к подготовке инженеров новых специальностей. По своей сути инженеры будущего должны иметь и принципиально новый образовательный уровень. Помимо точных технических знаний для формирования инженера-творца, инженера-новатора требуется освоение психологических, философских, экономических, социологических знаний. Особую актуальность приобретает гуманизация инженерной деятельности [20]. Одной из новых инженерных специальностей с подобной направленностью подготовки является специальность 072500 «Технология и дизайн упаковочного производства».
Гуманизация инженерной подготовки этой специальности представляется процессом естественным и неизбежным. По совокупности изучаемых дисциплин ее нельзя отнести к какой-либо одной отрасли промышленности. Да и по своей сути упаковка продукции играет важнейшую роль в цепочке производство — хранение — транспортировка — реализация практически для всех отраслей промышленности. Поэтому можно заключить, что специальность «Технология и дизайн упаковочного производства» является межотраслевой.
Необычайную широту и разнообразность охватываемых технологий, процессов, материалов и оборудования на различных стадиях жизненного цикла упаковки удобно рассмотреть с помощью прилагаемой схемы.
Стадии жизненного цикла упаковки |
Весь жизненный цикл упаковки можно условно разделить на три периода: получение упакованной продукции, путь упакованной продукции до потребителя и утилизация использованной тары и упаковки.
На первом периоде — получения упакованной продукции — тару и упаковку рассматривают главным образом как техническое изделие, к которому предъявляют определенный комплекс технических требований.
Во время второго периода — пути упакованной продукции до потребителя — тара и упаковка выполняют роль товара, поэтому характеризуются уже другими показателями, присущими товару и самому процессу товародвижения.
К моменту наступления третьего периода тара и упаковка, выполнив на предыдущих периодах свои основополагающие функции, превращаются в отходы. Теперь на первое место выходят требования к удобству переработки отходов тары и упаковки, к способности их утилизации — употреблению с пользой для общества.
Период получения упакованной продукции базируется на взаимосвязанном движении двух материальных потоков: потока тары и упаковки и потока упаковываемого продукта.
Поток тары и упаковки основывается на материалах для ее изготовления. Крут таких материалов необычайно широк: это и разнообразные виды и сорта бумаги и картона, это и различные полимерные материалы, это и металлические сплавы, преимущественно на основе железа и алюминия, это и разные типы стекла и керамики, это и практически все виды деловой древесины. С учетом комплекса специфических требований к упаковке подавляющие большинство этих материалов производят по специальной технологии, целенаправленно для изготовления тары и упаковки.
Этап проектирования тары и упаковки требует наибольшей гуманизации в технической подготовке инженеров. Специалист должен в совершенстве владеть технологическими и конструкционными аспектами материаловедения, умело использовать основные законы сопромата, свободно ориентироваться в тонкостях технологии и оборудования для изготовления тары и упаковки, а также и самого процесса упаковывания. На выбор материала, формы и конструкции тары и упаковки решающее значение оказывают и свойства упаковываемого продукта, и технология его подготовки к упаковыванию. Кроме того, конструкция тары и упаковки должна отвечать техническим требованиям процесса товародвижения упакованной продукции до потребителя — способностью к групповой упаковке, удобству при транспортировке, складировании, продаже и потреблении.
Помимо указанных чисто научно-технических аспектов при проектировании тары и упаковки не менее важными являются и вопросы эстетические, социально-технические, экономические и философские.
Эстетическая сторона при проектировании формы и дизайна тары и упаковки не менее важна, чем чисто техническая сторона. От этой части проектирования зависят и экономические аспекты изготовления тары и упаковки, и проблемы маркетинга упакованной продукции, ее распределения, продажи и потребления. Следует отметить, что технические и гуманитарные аспекты в процессе создания тары и упаковки должны не вступать в противоречия, а органично дополнять друг друга. Только в этом случае возможно создание конкурентоспособной продукции.
Этап изготовления упаковки базируется на трех фундаментальных составляющих. Прежде всего это наука о технологических свойствах материалов тары и упаковки. Затем — представление о различных технологических процессах переработки материалов в требуемые изделия, о взаимосвязи конструктивных особенностей тары и упаковки с конкретными способами ее изготовления. И наконец — комплекс знаний о различных видах технологического оборудования, оснастки и приспособлений для производства тары и упаковки.
Физико-химические свойства и особенности агрегатного состояния упаковываемого продукта определяют технологию его подготовки к упаковыванию. Этап подготовки продукта к упаковыванию основан на трех фундаментальных понятиях — материале, технологии, оборудовании. Но это уже совершенно другие научные дисциплины и понятия, нежели на этапе изготовления тары и упаковки. Так, помимо представлений об исходных физических и химических свойствах упаковываемого продукта и их влиянии на материал и конструкцию тары и упаковки необходимы знания о микробиологических, физических и химических процессах, протекающих в продукте во времени под влиянием разнообразных факторов. Только при таком комплексном анализе возможны выбор оптимальной технологии подготовки продукта к упаковыванию, использование в этой технологии новейшего оборудования.
Процесс упаковывания основан на сочетании технологии заполнения продуктом тары, снабженной необходимыми вспомогательными средствами, последующей укупорки, закрывания упаковки, с оптимальной конструкцией необходимого оборудования. Выбор технологии и оборудования обусловлен конструктивными особенностями тары, свойствами упаковываемого продукта и технологией его подготовки к упаковыванию.
На втором периоде жизненного цикла упаковки — пути упакованной продукции до потребителя, — включающем этапы ее последовательного размещения в групповой и транспортной упаковке, транспортирования, складирования, распределения по торговой сети, продажи и использования потребителем, каждый этап характеризуют основные базовые понятия: материал, технология, оборудование. Следует подчеркнуть, что, как и на первом периоде, каждому этапу соответствуют свои, отличные от других этапов, разделы этих основных базовых понятий.
Свои разделы в науке о материалах, технологии и оборудовании соответствуют и третьему периоду жизненного цикла упаковки — сбору, сортировке и утилизации отходов использованной упаковки.
Учебное пособие «Тара и ее производство» направлено на изучение общих особенностей этапов проектирования и изготовления тары и упаковки.
ТАРА И ЕЕ ПРОИЗВОДСТВО29 ноября, 2012