Художественное конструирование упаковки и верстка графического дизайна
Художественное конструирование упаковки или художественный дизайн — это разновидность художественно-проектной деятельности, сочетающей принципы целесообразности, удобства, экономичности и красоты. Создавая красивое изделие, необходимо помнить, что красота — высшая форма целесообразности, а целесообразность — это гармония с окружающим миром.
Упаковка должна быть такой, чтобы товар сам просился в руки. В первую очередь упаковка создает индивидуальный образ товара и позволяет легко распознать его среди множества других. И ей же первой отводится немаловажная роль поддерживать торговую марку фирмы. Грамотно оформленная упаковка — один из элементов фирменного стиля. Как правило, при разработке упаковки используют те же стилистические приемы, что и при создании рекламы.
Будучи вначале лишь средством предохранения товара от повреждений, упаковка проделала долгий путь, прежде чем стала чрезвычайно важным орудием сбыта. Она сохраняет товар, поддерживает его характерные свойства (функциональная упаковка), «служит» во время эксплуатации товара (суперфункциональная упаковка) и информирует покупателя о правильном уходе за ним. В некоторых случаях создание упаковки столь же важно, как и разработка самого товара.
С развитием магазинов самообслуживания упаковка продукта стала важнейшим элементом стимулирования сбыта. В отсутствие продавца она едва ли не единственный шанс производителя привлечь внимание покупателя.
Итак, художественное проектирование упаковки должно:
1. Дать описание продукта, перечислить его функции и преимущества. Этого нетрудно достичь с помощью слов, но не последнюю роль здесь играют общий дизайн и рисунки. Покупатель получает возможность прочитать адресованное ему послание в считанные секунды.
2. Создать образ продукта. К примеру, коробка для дорогого шоколада также должна выглядеть дорогой.
3. Обозначить реальную стоимость продукта. Зачастую объемная упаковка создает ложное впечатление — кажется, что продукта больше, чем есть на самом деле. Таким образом, «продается воздух». В еле дующий раз покупатель вряд ли приобретет этот товар.
4. Обеспечить экономичное размещение на полках. Упаковку следует делать в расчете на максимальное использование свободного места. Единичный товар (телевизор, компьютер и др.) должен быть упакован компактно, удобно для перевозки.
5. Предоставить необходимую информацию о товаре (например, для продуктов питания перечислить ингредиенты, калории, содержание белков и т. д.).
6. Учитывать требования экологии. Следует предусматривать возможности переработки упаковки или ее вторичного использования
Нередко упаковка выступает физическом частью некоторых товаров — дезодорантов, капель и т. д. Без упаковки такой товар практически «недееспособен».
Иногда упаковка выполняет образовательную или развлекательную функцию. Например, путем несложных модификаций упаковку многих детских товаров или детского питания можно превратить в забавную игрушку. Это не только усиливает привлекательность товара. но и развивает творческ)ю фантазию ребенка. Продажу товара заметно стимулирует «сеоииность»: в результате многократной по купки товара в определенной упаковке есть шанс собрать целую коллекцию. например, героев мулы фильмов или исторических иерсо нажей. На упаковках молочных продуктов фирмы Wimm Bill Dan печатают исторические сведения о производстве в России молочных продуктов, их влиянии на продолжительность жизни и т. д.
В качестве средств разработки графического дизайна упаковки из картона используются те же программные пакеты, что и в традиционной полиграфии: Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand, CorelDraw, Adobe PhotoShop Можно также отметить программное решение ArtPro фирмы Artwork Systems, полностью ориентированное на дизайн этикетки и упаковки.
Под версткой графи ческого дизайна упаковки из карт она понимае г ся совмещение графического дизайна и развертки упаковки, внесение необходимых изменений в дизайн. Оптимальным решением для выполнения верстки является работа со специализированными GAD/САМ системами. Специализированные САПР содержат « облегченную» версию универсальных графических пакетов. Заметим, что в общем стучае имеющихся в таки к САПР инструментов вполне достат очно, так как на этапе верстки графический дизайн уже не претерпевает значительных изменений. Таким образом, к специализированным С АПР предъявляется требование обеспечить возможность импортирования графичес — ких данных наиболее распространенных форматов.