КРАТКАЯ ИСТОРИЯ УПАКОВКИ
Юрий Сокольников
Вначале было слово,
И слово было у бога,
И слово было бог…
Это было самое упакованное слово природы. Без ведома и участия человека птицы расписывали свои яйца в маскировочные цвета, соответствующие окружающей их траве или камню. Цветы в свою очередь привлекали гостей диковинными ароматами и радужной авангардной палитрой. Семена и плоды диких растения в большинстве своем очень респектабельно относятся к проблеме сохранения функциональных свойств упакованного в них потомства. И до сих пор мы с удовольствием используем яблоки вместе с их внутренним содержанием и красочной "упаковкой" не задумываясь о функции и дизайне внешнего оформления. Недаром плод познания ассоциируется с библейским яблоком. Ведь до участия человека в формировании имиджа предметов, считалось, что спелое яблоко — это, в основном, фрукт с приятным кисло-сладким вкусом, а не кучка железа с функциями вычислительной машины, и тем более не политическая партия.
Упаковка, став делом рук человека, обрела сказочные темпы развития, чтобы удовлетворять требования коммерческого спроса. И хотя определенные виды упаковки всегда использовались для помещения в нее продукта или его защиты, в наше время дизайн и технология упаковки достигли небывалого уровня развития и не имеют аналогов в прошлом. В современном мире развитых транспортных и распределительных сетей и усложнившейся современной розничной торговли мы целиком зависим от качества упаковки, если хотим доставить товары целыми и сохраненными с места их производства, через точки розничной торговли, туда, где в них имеется потребность. Она (упаковка) зачастую воспринимается как нечто само собой разумеющееся, тем не менее может иметь функции передвижного рекламного плаката, защитной оболочки, информационного средства и даже явиться частью продукта, как в старые добрые времена.
Назначение упаковки это, главным образом,— содержать в себе и защищать продукт на всем пути его распределения и продажи. Однако сегодня это определение значительно расширилось и охватывает широкий диапазон функций и видов пользования. Частично это может объясняться требованиями современной системы розничной торговли и теми возможностями нашего образа жизни, который мы сами избираем.
Возникновение упаковочного дела, каким мы знаем его сегодня, может быть прослежено вплоть до конца восемнадцатого столетия, когда промышленная революция вызвала громадные изменения в обрабатывающей промышленности. Если прежде большинство процессов основывалось на ручном труде и производстве мелких партий, введение комплексной механизации дало возможность производить значительно большее количество единиц продукта, используя для этого производственные линии. Это относилось не только собственно к товару, но также и к упаковке. Впервые пищу можно было поместить в герметичную и гигиеничную тару, т. е. в жестяные консервные банки. Широко использовались в качестве упаковки также картонные коробки, т. к. они были легки и на них хорошо наносилась печать, а готовые коробки, уложенные в плоские пачки, также экономили и место. В это же время широкое применение нашли и металлические коробки, явившиеся удачной альтернативой картону, особенно в торговле подверженными порче товарами, такими как бисквиты и кондитерские изделия, где требуется более высокий уровень защиты. К началу двадцатого столетия технология производства продвинулась достаточно далеко, чтобы обеспечить получение металлической тары почти любой конфигурации или формы.
Это привело к новшествам в упаковочном деле, которые, включая компьютеризацию технологий производства и широкое применение пластиков, мы считаем сегодня само собой разумеющимися.
Чтобы идти в ногу с технологией упаковочного дела, потребовалось разнообразить технику печатания, которое уже процветало в начале девятнадцатого столетия. Изображение торговой марки должно было наноситься на тару, независимо от того, из какого материала она была сделана. Стеклянные бутылки, глиняная посуда, металлические коробки или жестянки, картонные коробки или просто оберточная бумага — везде должна быть этикетка, наклейка или иной идентифицирующий знак. Это существенно важно, когда необходимо придать особое значение и вызвать повышенный интерес к товару, который сам по себе "неэффектен". Яркая графика на коробке стерильного порошка в большей степени способна привлечь внимание покупателя, чем сам продукт. Возможность использования печати на упаковке обеспечивает выразительную идентификацию и гораздо больший уровень информации, чем сам продукт, содержащийся в этой упаковке. Это, в свою очередь, позволяет повысить уровень самообслуживания, снижая потребность в высококвалифицированном штате торгового предприятия. Взгляд в прошлое дает нам возможность оценить огромное преимущество этого явления, сравнивая сегодняшние супермаркеты розничной торговли с традиционными, с незамысловатым ассортиментом магазинами центральных улиц.
Развитие цветной печати дало возможность художникам создавать имидж продукта, который зачастую отождествлялся с самим продуктом. В наши дни идентичность торговой марки может быть столь же важна, что и сам продукт и, по-видимому, может играть решающую роль в принятии потребителем решения о покупке. Многие из удачных имиджей, оформившиеся на заре этого процесса, не только не утратили своей силы, но во многих случаях явились основой для создания корпорациями официальной символики, с которой мы имеем дело и сегодня. Вся эта область искусства
И дизайна в розничной торговле сформировала основы того, что мы ныне считаем и называем огромной и сложной индустрией рекламы. Конкуренция места на рынке и привлечение внимания покупателя в торговой точке никогда ранее не были столь агрессивны, и именно упаковка играет очень важную роль в доведении нужной идеи до потребителя.
УПАКОВКА Все об упаковке29 ноября, 2012