ПРИНЦИПЫ ПАКЕТИРОВАНИЯ
В зависимости от требований, предъявляемых инструкциями к упаковке основные положения, в смысле ее назначения, могут существенно различаться. Это можно отчетливо увидеть и понять, например, сравнивая по контрасту искусно офор-
Мленную в подарочной обложке коробку с шоколадом и скромную недорогую коробку с кукурузными хлопьями для завтрака. Обе упаковки в первую очередь предназначены для помещения в них продукта и его защиты, но резко различаются по внешнему виду, фактуре, (нанесенной) графике, форме, стоимости и конструкции. При проектировании упаковки должен соблюдаться следующий принцип: про отдельную упаковку нельзя говорить, что она "правильная" или "неправильная", но в каждом случае одна упаковка может в гораздо большей степени соответствовать своему назначению, чем другая.
Дизайнер упаковки располагает большим диапазоном выбора вариантов. Один продукт ценен сам по себе и может быть изображен на упаковке или же видим сквозь нее, в то время как другой — упаковка должна скрывать. Зачастую очень важно не только защитить продукт, но и подчеркнуть его значимость и идентифицировать его.
Не всякая упаковка рассчитана на то, чтобы ее видели в месте продажи. Часто возникает необходимость в дополнительной защите продукта и упаковки при перевозке и распределении, для чего используются различные виды (слои) упаковки, соответствующие определенным этапам распределительного процесса, но всегда главным их назначением остается защита.
По существу, есть два основных типа упаковки: "первичная" и "вторичная". Первичная упаковка — та, что непосредственно закрывает продукт, а вторичная упаковка заключает в себе определенное количеств единиц продукции в первичной упаковке и используется обычно при перевозках. В зависимости от типа продукта и особых требований, связанных с распределением, может возникнуть необходимость в дополнительных (кроме указанных) уровнях упаковки — слоях третьей и четвертой степеней. Однако, обычно принято считать, что первичная упаковка это та, которую видят на магазинных полках, а вторичная — та, что используется при транспортировании и распределении продукции.
Первичная упаковка выполняет важнейшую задачу идентификации продукта или торговой марки. Она должна содержать всю имеющую отношение к продукту или же необходимую информацию о нем. Необходимо, чтобы она была стандартной по всем измерениям с тем, чтобы соответствовать стандартизированным размерам (магазинных) полок и контейнеров. Также необходимо, чтобы на ней была нанесена четкая и точная графическая идентификация и изображение продукта. В некоторых случаях упаковка конструируется так, чтобы помочь потребителю в пользовании продуктом, так, например форма емкости для напитков может быть чрезвычайно полезной при пользовании содержимым. В некоторых случаях она может оказаться единственным и самым важным средством в опознавании продукта, приобретая, таким образом, весьма важное значение для достижения успеха в рыночных условиях. И этим средством не обязательно должен быть графический дизайн — форма или конструкция упаковки зачастую создают яркий имидж продукта и легко ассоциируются именно с "тем самым" продуктом. Хорошим примером является плитка шоколада "Toblerone", которая мгновенно распознается по ее форме — длинной тубе — призме треугольного сечения и классическими обводами бутылки Coca-Cola.
Вторичная упаковка служит для помещения в нее и защиты единиц первичной упаковки во время их транспортировки и распределения от места производства вплоть до места продажи. Хотя она также важна, как и первичная упаковка с точки зрения защиты, она редко играет роль в создании имиджа фирмы. В этом смысле от вторичной упаковки не требуется множества других функций первичной упаковки и требований к ней предъявляемых.
УПАКОВКА Все об упаковке29 ноября, 2012