СТАНДАРТИЗАЦИЯ, УНИФИКАЦИЯ И КАЧЕСТВО ТАРЫ
В обращении постоянно находится большое количество разнообразной тары. Это разнообразие затрудняет работу по её обслуживанию (транспортирование, хранение, учёт). В связи с этим большое значение имеет стандартизация и унификация тары.
Стандартизация предусматривает замену излишнего многообразия тары одинакового назначения оптимальным (как правило, небольшим) числом наиболее рациональных её видов и типов.
С этой целью применяются стандарты, разрабатываемые как на нормы, правила, требования различного характера (нормативные стандарты), так и на материальные предметы (предметные стандарты).
Нормативные стандарты содержат термины и определения, общие технические условия, методы испытания тары в зависимости от её функций (транспортная, потребительская) или отдельных видов тары. Предметные стандарты нормируют различные показатели конкретных видов и типов тары, в том числе и с учетом её назначения, т. е. той продукции, для которой она предназначена.
Одним из методов стандартизации тары является её унификация, т. е. приведение различных видов тары к наименьшему числу типоразмеров (типов тары одного размера).
Система размеров тары устанавливается на базе модуля (исходной меры). Таким модулем признаны номинальные размеры поддона 800*1200 мм.
Транспортная тара, размеры которой лежат в пределах модуля, называется малогабаритной, а тара, размеры которой превышают модуль — крупногабаритной.
Унифицированные размеры тары определяются следующим образом. Наружные размеры транспортной прямоугольной тары должны быть такими, чтобы при укладке на поддон его площадь использовалась максимально. Иными словами, они рассчитываются делением линейных размеров поддона на количество единиц тары, размещаемой на нём. При расчете наружных размеров тары круглого сечения применяют тот же принцип. Внутренние размеры транспортной тары должны быть кратными наружным размерам размещаемой в них тары. Наружные размеры потребительской тары рассчитывают, исходя из внутренних размеров предназначенной для них транспортной тары.
Следует отметить, что модульная система унифицированных размеров применяется не только для тары, но и для транспортных средств, складов, средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ. Это способствует повышению эффективности использования средств транспорта и ёмкости складских помещений.
Одним из наиболее важных показателей тары является её качество.
Качество новой, не бывшей в употреблении тары нормируется соответствующими стандартами по ряду показателей (безопасности, надежности, эргономическим и др.), в зависимости от её назначения.
Качество тары, находившейся в обращении, определяется в соответствии с требованиями специальных правил.
В качестве примера требования вышеуказанных Правил в отношении возвратных картонных ящиков, мешков тканевых были рассмотрены в соответствующих разделах данного пособия.
Эффективность использования тары во многом зависит от её качества. Действующими стандартами предусмотрена система показателей качества, которые применяются при разработке конструкторской и нормативно-технической документации на конкретные виды тары. К таким показателям качества относятся следующие: назначения, надёжности, эргономические, эстетические, технологичности, транспортабельности, патентно-правовые, стандартизации и унификации.
К показателям назначения относятся: исходные материалы; размеры; предельная масса упаковываемого груза; вместимость; сопротивление сжатию; сопротивление ударам; устойчивость к воздействию дождя; влажность и др.
Показатели надёжности, в свою очередь, включают показатели ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости.
Очень важными показателями качества тары являются показатели транспортабельности. Сюда относятся коэффициент складирования, указывающий на степень использования транспортных средств и складских помещений, и коэффициент пакетирования (на поддонах 800*1200 и 1000*1200 мм), свидетельствующий о степени использования поддона.
Коэффициент складирования (Б) определяется по формуле
Б = f
L2
Где L — объём ящика в сложенном виде, дм3; L — габаритный объём ящика, дм3.
Коэффициент пакетирования В рассчитывается как отношение площади поддона под ящиками (м2) к площади поддона (м2) по формуле
П,
В =
П 2
Качество конкретных видов новой (после её изготовления) тары определяется по соответствующим стандартам с учётом требований, которые изложены в таких разделах как «Типы и размеры», «Технологические требования», «Правила приёмки», «Методы контроля».
ТАРА И ЕЁ ПРОИЗВОДСТВО09 декабря, 2012