Примеры задач линейного программирования
Исходные данные |
Задача об использовании ресурсов (задача планирования производства). Для изготовления двух видов про/{укции Р и Р, использ) — Ют четыре вида ресурсов 5,, S}, S’ и Запасы ресурсов, число единиц ресурсов, затрачиваемых на изготовление единицы иро,,|укции, приведены в табл. 6.2 (цифры условные).
Таблица 6 2
|
Прибыль, получаемая от единицы продукции /’ и Р — соответственно 2 и 3 руб
Необходимо составить такой план производства продукции, при котором прибыль от ее реализации будет максимальной
РешениеI Составим экономико-математическую модель задачи. Обозначим, — ч исло единиц продукции соответ с гвенно Р, и Р, запланированных к производству. Для их изготовления (см табл. 6.2) потребуется (1 ■ t + 3 • л^) единиц ресурса S,, (2 ■ х1 + 1 • *2) единиц ресурса S2, (1 • xj единиц рес урса (3 • х ) единиц ресурса Я Так как потребление ресурсов S , J S, и S не должно превышать их запасы ( соответственно 18,16,5 и 21), то связь между потреблением ресурсов и их запасами выразится системой неравенств.
Х, < 5, (6.35)
1 lo смыслу задачи
Xj > О, Х9>0- (б.%)
Суммарная прибыль F состав i# 2х руб. о г реализации продукции Г и Зхч руб. — от реализации проду кции Рг т. е.
Итак, экономико-математическая модель задачи, найти такой план выпуска продукции Х — (хг xv), удовлетворяющий системе (6.35) и условию (6.361), при котором функция (6 37) принимает максимальное значение
Задачу легко обобщить на случай выпуска пвидов продукции с использованием твидов ресурсов.
Обозначим х (7 = 1- 2, …, т) — число единиц продукции /■’, запланированной к производству; /> (г= 1, 2, … , гщ — запас ресурса S; а. — число единиц ресу рса Л„ затрачиваемого па единицу продукции Р: с — Прибыль от реализации единицы продукции Р..
(6 38) |
1огда экономико-математическая модель задачи об использовании ресурсов в общей постановке примет вид Naurtiu такой План Х= (х , л, …, Xj выпуска продукции, удовлетворяющий системе
Ciuxi + <7г>х„ +… + <, д.,,х + я22х2 — I-., +а2пхп <Ь2,
+ат9% + — + Ахп <Ь,
Ml 1 те. J. vm и ш
И условию
Х,>0, х2 >0, х„>0, (6 39)
При котором функция
F = б, х, + с2х2 +… + спхп —» max (6 40)
Притшаегк максимальное значение,.
Задача об использовании мощностей (задача о загрузке оборудования) Предприятию задай план производства продукции по времени и номенклатуре, требуется за время Т выпустить п, п, …, пк единиц продукции Pr Р, …, Рк. Продукция произнодится на станках , S„ ., Sm. Для каждого станка известны производительное! ь а. и затраты / на изго товление нродук ции Г на станке р. в единицу времени.
Необходимо составить такой чъхапработы станков (т е. так распределить выпуск продукции между станками), чтобы затраты па производство всей продукции были минимальны ми.
Составим экономико-математическую модель задачи. Обозначим х — время, в течение которого станок 5 будет занят изготовлением продукции P. (i= 1, 2,…, M,J= 1, 2,…, K).
(6.41) |
Так как время работы каждого станка ограничено и не превышает Т, то справедливы неравенства
J ~f~ Xj 2 "Н • ■ |
. + xlk<T, |
. + , |
|
■"•ml + XM2 + |
.. + Xmk<r. |
Для реализации плана выпуска по номенклатуре необходимо, чтобы выполнялись следу ющие равенства:
^11*11 + й[21*21 +—"’"ато1;х:т1 = П1» А12Х2 + а2$>Х22 + • + AM2XM‘A ~ П2′
……………………………………… (6.42)
Кроме того, х >0(г= 1,2,…, 1,2,…,&). (6.43)
Затраты на производство всей продукции выразятся функцией
F = bnxu + bV2x]2 + … + Ьпкх1пк. (6.44)
Экономико-математическая модель задачи об использовании мощностей примет вид: найти такое решение Х= (xJJt X.V …, хтк), удовлетворяющее системам (6.41) и (6.42) и условию (6.43), при котором функция (6.44) принимает максимальное значение.
Транспортная задача. Важным частным случаем задачи линейного программирования является так называемая транспортная задача, которая заключается в следующем.
Имеются три поставщика и четыре потребителя. Мощность поставщиков и спросы потребителей, а также затраты на перевозку единицы груза для каждой пары «поставщик — потребитель» сведены в таблицу поставок (табл. 6.3).
В левом верхнем углу произвольной выделенной полужирными границами (г,^)-клетки (г — номер строки, j— номер столбца) стоит так называемый коэффициент затрат — затраты на перевозку единицы груза от г-го поставщика к J-му потребителю, например, в левом верхнем углу клетки (1,4) стоит число 3, следовательно, перевозка единицы груза от 1-го поставщика к 4-му потребителю обойдется в 3 условные денежные единицы и т. д.
Таблица 6,3
|
Задача ставится следующим образом Наити объемы перевозок для каждой пары «поставщик — потребитель» так, чтобы-
1) Могшности всех поставщиков были реачизован ы;
2) Спросы всех потребителей были удовлетворены;
3) Суммарные затраты на перевозку были минимальны.
Решение. Построим экономико-математическую модель данной задачи. Искомый объем перевозки от мч> поставщика к/му Hoi ребите — лю обозначим через х и назовем поставкой клетки (I,J). Например, х, — искомый объем перевозки от 1-го поставщика ко 2 му потребителю или поставка клетки (1, 2) и т. д. Заданные мощности поставщиков и спросы потребителей накладывают ограничения на значения неизвестных х… Например, объем груза, забираемого ог 1-го постав — шика. должен быть равен мощности этого поставщика — 60 единицам, т. е. хи + хр + xXi k х,4 = 60 (уравнение баланса по первой строке). Таким образом, чтобы мощность каждого из поставщиков была реализована, необходимо составить уравнения баланса для каждой стро ки таблицы поставок:
Л-j j "t" X] ij Ч* Х^ I" Xj^ —60,
* *21 + ^ + + *24 ~ ^20, ^ _ ^ j "Ь Хц2 ^34 ~ Ю0»
Исходные данные |
Аналогично, чтобы спрос каждого из потребителей был удовлетворен, подобные уравнения балансасоставлясм для каждого столбца таблицы поставок:
I X^j Hh 20,
"Ь ~ 1.10,
*is + + хзз = 40, (6.46)
X,4 +x,4 =110.
Очевидно, что объем перевозимого груза не может быть отрицательным, поэ тому следует дополнительно предположить, что
Х.> О (г= 1, 2, 3;_/ = 1, 2, 3, 4). (6.47)
Суммарные затраты F на перевозку выражаются через коэффи циенты затрат и поставки следующим образом:
1" J нн "Ь Зх^ *f* X * нь (Зэс^ н™ +
+3х,, + 7хм+4хм. …. (64g)
Теперь можно дать математ ическую формулировку задачи (без обращения к ее содержательному экономическому смыслу). На множестве неотрицательных решений системы ограничений (6.45) и (6.46) Найти такое решение Х= (лгп, …………………………… хчч, хм), при котором линейная функция (6.48) принимает минимальное значение.
Особенности экономико-математической модели транспортной задачи:
Система ограничений есть система уравнений (т. е. транспортная задача задана в канонической форме);
Коэффициенты при перемен ных системы ограничений равны единице или нулю;
Каждая переменная входит в систему ограничений два раза: один раз — в систему (6.45) и один раз — в систему (6.46).
Для математической формулировки транспортной задачи в общей постановке обозначим через с коэффициенты затрат, через Л/. — мощности поставщиков, через N. — мощности потребителей, где г= = 1, 2,…, т:1, 2,…,п; т — число поставщиков, п— число потребителей Тогда система ограничении примет вид
И
5>,7=Л/. г = 1,2,…, т, (6.49)
7=»
7=1,2, …, п. (6.50)
I=i
Система (6.49) включает уравнения баланса по строкам, а (истема (6.50) — по столбцам таблицы поставок. Линенная функция в данном случае
П т
Р-И X VV — (6.51)
7=1**1
Математическая формулировка транспортной задачи в общей постановке будет следующей: на множестве неотрицалге. гьных (допустимых) решении системы ограничений (G 49), (6.50) Nauniи такоерегие ние X = (.г J, х"12, …, х, …, *тп), ‘при котором значение линеи и о а функции (6.51) минимФхьно.
Произвольное допустимое решение Х= (х ,, …, х^ …, j п) систе мы ограничений (6.49), (6.50) назовем распределением поставок. Такое Решение задает заполнение таблицы поставок, поэтому в дальнейшем значение произвольной переменной х и содержимое соответствую щей клетки таблицы поставок будуг отождествляться.
Транспортная задача, приведенная в примере, обладает важной особенностью: суммарная мощность поставщиков равна суммарной мощности потребителей, т. е.
Тп п
ZMi^t&j. „ (6.52)
I=l j=1
Такие транспортные задачи называю гея закрытыми (транспортная задача имеет закрытую модель). В противном случае транспортная задача называется открытой (открытая модель транспортной задачи).